Песок, гравий и другие сыпучие грузы (кроме цемента) чаще всего перевозят в самосвалах. Главная сложность здесь – погрузочно-разгрузочные работы. Чтобы их облегчить, многие строительные компании используют самоходные автопогрузчики или экскаваторы. Металлическую арматуру и иные металлоконструкции перевозят в зависимости от толщины профиля. Для транспортировки тонкопрофильного металла вполне достаточно тентованного или бортового грузовика с возможностью верхней загрузки. Чтобы металл при повороте не смещался на один из боков кузова, для крепления используются ригели. Толстый профильный металл лучше всего перевозить в «еврофурах», стальные трубы – на открытых бортовых полуприцепах.
Ещё более серьёзные требования предъявляются к перевозке жидкого бетона. Поскольку этот материал через несколько часов начинает затвердевать, транспортировка бетона ограничена по времени. Если перевозка жидкого бетона происходит зимой при сильных морозах, существует риск замерзания жидкости. Именно поэтому контейнер для перевозки должен быть теплоизолирован. Перевозка кирпича предусматривает необходимость погрузки в специальные контейнеры или паллеты. Погрузка кирпича в виде паллет должна быть произведена в виде «ёлочки». В большинстве случаев кирпичные паллеты запаковываются в толстый вакуумный полиэтилен, который не допускает намокания материала после разгрузки на стройплощадке.
Перевозка должна предусматривать необходимость обеспечения дополнительных работ по погрузке и разгрузке. Если грузовик перевозит кирпичи, водитель и диспетчер должны быть уверены, что к моменту прибытия машины её разгрузка будет обеспечена.
Водитель должен быть знаком с правилами перевозки стройматериалов и учитывать плотность трафика в это время суток.
На особенности перевозки также влияет и тип стройматериала. Если цемент перевозится навальным методом обычным самосвалом, потери за счет распыления могут достигать 10% от общего веса. Если же цемент транспортируется в мешках (как и происходит во многих случаях), то необходимо учитывать, что этот материал очень боится влаги. Поэтому даже в этом случае мешки с цементом должны перевозиться как минимум под накрытым тентом, а лучше всего – в закрытом грузовике с жесткой крышей. На строительстве больших объектов цемент привозится с помощью цементовозов, куда насыпается из специальных вертикально стоящих бункеров. Есть ещё один способ погрузки цемента – с помощью вакуумного шланга.
Соблюдение графика своевременной доставки. Задержка стройматериала в некоторых случаях грозит простоем работ, отклонением от графика и увеличением бюджета строительства. Транспорт должен быть приспособлен к перевозке стройматериалов. В зависимости от характера груза он должен иметь специальные крепления, защитный тент или быть с закрытыми бортами.
Перевозка различных строительных материалов по дорогам общего назначения требует различных мер предосторожности. Некоторые стройматериалы могут быть не только хрупкими, но сыпучими, поэтому они нуждаются в особых условиях перевозки. Незначительная мелочь может кардинально ухудшить результат транспортировки и превратить стройматериал в груду мусора. Перевозка и разгрузка многих материалов требует соблюдения всех необходимых рекомендаций, игнорирование которых обычно приводит к негативным последствиям. Какие же требования сейчас предъявляются к транспортировке стройматериалов? Их не так уж много, но все они, как правило, очень важные и влияют на результат и себестоимость строительных работ.
Перевозка строительных материалов